Раскопав египетские пирамиды, современные археологи обнаружили горшки, наполненные медом, который не испортился за тысячи лет. С тех пор людей мучает вопрос, действительно ли мед - это "вечный" продукт.
Количество коммерческих ульев на фермах растет, несмотря на нависшую над некоторыми видами пчел угрозу, свидетельствуют последние данные Евростата. Лидер среди европейских стран — Румыния.
Наиболее удобна (и не раздражают пчел) щеколда для закрывания летковых отверстий, укрепленная на шарнирах. Однако к этой операции приступают непосредственно перед погрузкой ульев на платформу. Заранее можно лишь вынуть летковые вкладки.
Если в ульях летковая вентиляция, ее устраивают также перед самой погрузкой. Некоторые пчеловоды забивают летковые отверстия планками. Это удобно для пчеловода, но очень раздражает пчел. А ведь любое беспокойство стоит пчелам много энергии; сильно раздраженные пчелы в течение нескольких дней не могут нормально работать. Они больше жалят, мешая и пчеловоду.
Если пчелы сидят вне улья, а улей нужно закрывать, их загоняют вовнутрь, распыляя воду.
Дым пчел раздражает, заставляет набирать мед в зобики и дополнительно проветривать улей, что перед путешествием нежелательно.
Перевозка ульев с открытыми летками наиболее безопасна для пчел и не требует никаких трудозатрат от пчеловода.
В США некоторые пасеки перевозят так на расстояние нескольких сотен километров. У нас, однако, такая перевозка имеет ряд трудностей; при близких перевозках к такому способу можно и не прибегать, поскольку он может создать опасность для людей и животных, находящихся на пути следования транспорта.
Перевозка пасеки осуществляется, как правило, ночью, так как ночью температура ниже, и пчелы не стремятся к вентиляционным сеткам.
Но открывать летки на новом месте нужно с рассветом. Если открыть их ночью, пчелы, растревоженные переездом, выскакивают из улья и гибнут, не находя обратной дороги в улей. Помимо этого, в темноте трудно оценить, насколько успешно прошла перевозка. Если предстоит небольшой переезд, то лучше погрузить пчел на заре, с тем, чтобы прибыть на место с восходом солнца. В дальнюю дорогу, соответственно, нужно выезжать раньше. Переезд в утренние часы облегчает работу: разгрузку, расстановку ульев, открывание летков, осмотры, мелкий текущий ремонт, ликвидацию дорожной вентиляции и т. д.
Самое удобное средство транспорта — грузовой автомобиль, а на более близкие расстояния и на худших дорогах — трактор с прицепом.
Не стоит нанимать огромный автомобиль, если ульев немного (дорого, больше тряски). На 3,5-тонном транспортном прицепе помещается двадцать—тридцать ульев. Если расстояние до нового места больше пятидесяти километров, трактор, с его малой скоростью, для перевозки не подходит.
Многие пчеловоды перевозят пасеку на двухколесном прицепе к личному легковому автомобилю, куда помещается десять—двенадцать легких ульев. Такой прицеп, снабженный палаткой или специальным навесом, можно попользовать для откачки меда.
Погрузка ульев идет быстрее, если одна пара работников принимает ульи в кузове, а две пары их переносят. На загрузку 35—40 ульев в этом случае достаточно пятнадцати—двадцати минут. Разгрузка организуется также.
Подносить ульи очень тяжело, поэтому работу нужно максимально рационализировать. Разнообразные держатели позволяют уверенно и удобно нести улей. Они, однако, должны быть сконструированы так, чтобы не мешать при перевозке.
При переноске следует избегать резких движений, наклонов, встрясок улья, грозящих сдвигом сотов.
Если ульи устанавливаются в кузове или на платформе в два «этажа», то вначале ставят нижний и верхний ряды вдоль дальнего борта, а затем в той же очередности заполняют среднюю и ближнюю части.
Элементы разборного домика, при использовании такового, устанавливают у бортов, до установки первого ряда ульев и после установки последнего. На машине, открытой сзади, погрузку начинаем со стороны кабины. Свободные места заполняют подставками под ульи, матами и другим мелким инвентарем.
Во время погрузки мотор автомобиля должен работать. Постоянная вибрация не так беспокоит пчел, как полный покой после загрузки.
Если дорога, по которой предстоит ехать, плохая, с ухабами, и кузов (платформа) будут качаться из стороны в сторону, нужно установить ульи так, чтобы соторамки были перпендикулярны дороге и параллельны оси колес машины. Тогда при резких наклонах кузова (платформы) пчелы не 5удут сдавливаться в уголочках между сотами. Если езда предстоит быстрая и по ровной дороге, рамки располагаются параллельно направлению движения (чтобы обезопаситься от резких торможений).
Заключение
Наша книга подошла к концу. Однако это далеко не все самоделки, которые существуют
в мире пчеловодов. Наверняка вы сами уже придумали что-то такое, что может облегчить
труд пчеловода. Теперь вы хо ...
Работа со слабыми семьями
В пчеловодческой литературе рекомендуется исправлять слабые пчелиные семьи резким
сокращением гнезд по способу Блинова: путем усиления пчелами и расплодом, взятыми
из сильных семей. Однако наши ис ...
Внутривидовая изменчивость внешних признаков (экстерьера) медоносной пчелы
«... Я считаю индивидуальные различия, хотя мало интересные для систематиков,
крайне важными для нас, в качестве первых шагов к образованию разновидностей настолько
незначительных, что о них, как ...
Хотя продуктов пчеловодства довольно много, самым популярным неизменно остается мед. Между тем другие производные пчелиной деятельности заслуживают не меньшего внимания. Например, перга.