Особенности кочевой пасеки
Страница 5

Наиболее удобна (и не раздражают пчел) щеколда для закрывания летковых отверстий, укрепленная на шарнирах. Однако к этой операции приступают непосредственно перед погрузкой ульев на платформу. Заранее можно лишь вынуть летковые вкладки.

Если в ульях летковая вентиляция, ее устраивают также перед самой погрузкой. Некоторые пчеловоды забивают летковые отверстия планками. Это удобно для пчеловода, но очень раздражает пчел. А ведь любое беспокойство стоит пчелам много энергии; сильно раздраженные пчелы в течение нескольких дней не могут нормально работать. Они больше жалят, мешая и пчеловоду.

Если пчелы сидят вне улья, а улей нужно закрывать, их загоняют вовнутрь, распыляя воду.

Дым пчел раздражает, заставляет набирать мед в зобики и дополнительно проветривать улей, что перед путешествием нежелательно.

Перевозка ульев с открытыми летками наиболее безопасна для пчел и не требует никаких трудозатрат от пчеловода.

В США некоторые пасеки перевозят так на расстояние нескольких сотен километров. У нас, однако, такая перевозка имеет ряд трудностей; при близких перевозках к такому способу можно и не прибегать, поскольку он может создать опасность для людей и животных, находящихся на пути следования транспорта.

Перевозка пасеки осуществляется, как правило, ночью, так как ночью температура ниже, и пчелы не стремятся к вентиляционным сеткам.

Но открывать летки на новом месте нужно с рассветом. Если открыть их ночью, пчелы, растревоженные переездом, выскакивают из улья и гибнут, не находя обратной дороги в улей. Помимо этого, в темноте трудно оценить, насколько успешно прошла перевозка. Если предстоит небольшой переезд, то лучше погрузить пчел на заре, с тем, чтобы прибыть на место с восходом солнца. В дальнюю дорогу, соответственно, нужно выезжать раньше. Переезд в утренние часы облегчает работу: разгрузку, расстановку ульев, открывание летков, осмотры, мелкий текущий ремонт, ликвидацию дорожной вентиляции и т. д.

Самое удобное средство транспорта — грузовой автомобиль, а на более близкие расстояния и на худших дорогах — трактор с прицепом.

Не стоит нанимать огромный автомобиль, если ульев немного (дорого, больше тряски). На 3,5-тонном транспортном прицепе помещается двадцать—тридцать ульев. Если расстояние до нового места больше пятидесяти километров, трактор, с его малой скоростью, для перевозки не подходит.

Многие пчеловоды перевозят пасеку на двухколесном прицепе к личному легковому автомобилю, куда помещается десять—двенадцать легких ульев. Такой прицеп, снабженный палаткой или специальным навесом, можно попользовать для откачки меда.

Погрузка ульев идет быстрее, если одна пара работников принимает ульи в кузове, а две пары их переносят. На загрузку 35—40 ульев в этом случае достаточно пятнадцати—двадцати минут. Разгрузка организуется также.

Подносить ульи очень тяжело, поэтому работу нужно максимально рационализировать. Разнообразные держатели позволяют уверенно и удобно нести улей. Они, однако, должны быть сконструированы так, чтобы не мешать при перевозке.

При переноске следует избегать резких движений, наклонов, встрясок улья, грозящих сдвигом сотов.

Если ульи устанавливаются в кузове или на платформе в два «этажа», то вначале ставят нижний и верхний ряды вдоль дальнего борта, а затем в той же очередности заполняют среднюю и ближнюю части.

Элементы разборного домика, при использовании такового, устанавливают у бортов, до установки первого ряда ульев и после установки последнего. На машине, открытой сзади, погрузку начинаем со стороны кабины. Свободные места заполняют подставками под ульи, матами и другим мелким инвентарем.

Во время погрузки мотор автомобиля должен работать. Постоянная вибрация не так беспокоит пчел, как полный покой после загрузки.

Если дорога, по которой предстоит ехать, плохая, с ухабами, и кузов (платформа) будут качаться из стороны в сторону, нужно установить ульи так, чтобы соторамки были перпендикулярны дороге и параллельны оси колес машины. Тогда при резких наклонах кузова (платформы) пчелы не 5удут сдавливаться в уголочках между сотами. Если езда предстоит быстрая и по ровной дороге, рамки располагаются параллельно направлению движения (чтобы обезопаситься от резких торможений).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Биосфера
...

Биотические факторы среды
Биотические факторы - (от греч. biotikos - жизненный), совокупность влияний, оказываемых на живые организмы деятельностью других организмов. Одни живые существа служат пищей для других, спо ...

Мед и медоносная база
Великие и удивительные свойства мёда по достоинству оценил уже древний человек. Как продукт питания эта сладость занимала видное место у всех народов. Но не только пищевые свойства обусловили славу ...