Первое знакомство
Все о пчелах / Первое знакомство
Страница 4

Как ни могучи ультрателескопы, сквозь которые можно наблюдать звездные миры вселенной, как ни совершенна рптика, применяемая для изучения микромиров клеточных частиц, как ни точны приемы высшего математического анализа, с помощью которого познаются отдельные явления и закономерности, не поддающиеся непосредственному наблюдению, - все это новейшее оснащение науки само по себе не в силах уберечь от пороков мышление ученого, если его психология ограничена классовыми и сословными предрассудками.

Марксизм учит: каков образ жизни людей, таков образ их мыслей.

У иных биологов в буржуазных странах этот закон выражается, между прочим, и в стремлении приписывать вещам и предметам мертвой и живой природы свойства, какие в действительности этим вещам и предметам неприсущи, а представляют в конечном счете только преображенную картину господствующих производственных отношений.

Не случайно поэтому австрийский зоолог Ф. Трегель в книге, вышедшей незадолго до опубликования дарвиновского "Происхождения видов", простодушно признавался, что в мире животных "удивленный наблюдатель везде видит точное отражение всей общественной, промышленной, художественной научной и политической жизни" людей.

"У нас существует какая-то мания снабжать животных нашими формами правления", - удивляется Жирар в своих "Метаморфозах".

Это изуродованное, искаженное, иллюзорное отра жение природы в сознании сыграло злую шутку и с величайшими натуралистами прошлого.

Об одном таком случае писал К. Маркс по поводу "Происхождения видов", отмечая, что даже столь строгий ученый, как Дарвин, видит в мире животных и растений мир людей и в среде "животных и растений узнает свое английское общество с его разделением труда, конкуренцией, открытием новых рынков, "изобретениями" и мальтусовской "борьбой за существование".

"У Дарвина животное царство выступает как гражданское общество", -повторял К. Маркс в этом письме Ф. Энгельсу. И Энгельс, соглашаясь с ним, шутил Даже, что Дарвин в своем учении, сам того не подозревая, изобразил пародию на современное ему буржуазное общество.

Что ж удивительного, если в мире пчел с их своеобразными законами жизни наблюдатели разных времен неизменно находили точное, до деталей, отражение породившего и окружающего их самих общественного устройства?

Известно, например, что древние египтяне видели в пчелином гнезде государство во главе с пчелой-фараоном, который в окружении свиты слуг, обвевающих его опахалами усиков, наблюдает с высоты своего воскового трона, как караваны пчел-рабов складывают к его стопам сладкие дары.

Вслед за египтянами Платон (IV век до нашей эры) и после него (в "Истории животных") Аристотель находили в пчелином гнезде рабовладельческое общество, управляемое аристократами-трутнями.

Римляне подкрепили взгляды греков. Плиний в "Естественной истории" описывал, "подобно диадеме, блестящее пятнышко" на челе цезаря пчел, его блеск и осанку, грозный вид воинов окружающей его охраны.

Целиком посвященная пчелам четвертая глава агрономической поэмы Вергилия "Георгики" тоже утверждала, что в семье пчел "царь смотрит за делом".

Даже через полторы тысячи лет пчелиная семья все еще считалась монархией. Шекспир в "Генрихе IV" дает сочный пересказ тогдашних взглядов на уклад пчелиной семьи:

.У них есть царь и разные чины: Одни из них, как власти, правят дома. Другие - вне торгуют, как купцы Иные же, вооружатся жалом, Как воины, выходят на грабеж, Сбирают дань с атласных летних почек И, весело жужжа, идут домой, К. шатру царя, с награбленной добычей. На всех глядит, надсматривая, он, Долг своего величья выполняя: На плотников, что кровли золотые Возводят там, и на почетных граждан, Что месят мед; на тружеников бедных, Носильщиков, что складывают ношу Тяжелую к дверям его шатра; На строгий суд, что бледным палачам Передает ленивых, сонных трутней .

Но если английские писатели XVI века рисовали пчелиную семью до смешного похожей на купеческую Англию елизаветинской эпохи, то в сочинениях французских авторов XVII века она изображается еще основанной на классически феодальных началах. Теперь трудно без улыбки читать сочинение французского писателя Симона, который, описывая "государство пчел", рассказывал, как пчелы-привратники -встречают у входа в город-гнездо усталых пчел-путников, издалека прибывших с товарами, как перед роением пчелиный король сигналом серебряной трубы оповещает подданных о предстоящем походе. По Симону, в стенах одного улья могут жить и несколько королей, наглухо отгораживающих свои вотчины сотами. "Если же один из королей вознамерится, - писал Симон, - добиться суверенного господства во всем улье, тогда вспыхивает ревность между королями и раскол и бунты среди подданных".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Введение
Разведение пчел — дело не только ответственное и трудоемкое, но и требующее довольно внушительных материальных вложений. Однако умельцы могут изготавливать множество приспособлений и необходимых в ...

Вентиляция и освещение
Вентиляция с помощью дефлекторов применяется в том случае, если неорганизованного воздухообмена (проветривание или инфильтрация) для удаления вредных выделений из помещения бывает недостаточно. В на ...

Расширение гнезд во время цветения ивы и акации
В районах, где большие заросли ивы-бредины, тальника, ветлы, ивы-пятитычинковой и других весенних медоносов, при хорошей погоде можно получать от пчел товарный мед. Ранневесенний (майский) мед бла ...