Первое знакомство
Все о пчелах / Первое знакомство
Страница 4

Как ни могучи ультрателескопы, сквозь которые можно наблюдать звездные миры вселенной, как ни совершенна рптика, применяемая для изучения микромиров клеточных частиц, как ни точны приемы высшего математического анализа, с помощью которого познаются отдельные явления и закономерности, не поддающиеся непосредственному наблюдению, - все это новейшее оснащение науки само по себе не в силах уберечь от пороков мышление ученого, если его психология ограничена классовыми и сословными предрассудками.

Марксизм учит: каков образ жизни людей, таков образ их мыслей.

У иных биологов в буржуазных странах этот закон выражается, между прочим, и в стремлении приписывать вещам и предметам мертвой и живой природы свойства, какие в действительности этим вещам и предметам неприсущи, а представляют в конечном счете только преображенную картину господствующих производственных отношений.

Не случайно поэтому австрийский зоолог Ф. Трегель в книге, вышедшей незадолго до опубликования дарвиновского "Происхождения видов", простодушно признавался, что в мире животных "удивленный наблюдатель везде видит точное отражение всей общественной, промышленной, художественной научной и политической жизни" людей.

"У нас существует какая-то мания снабжать животных нашими формами правления", - удивляется Жирар в своих "Метаморфозах".

Это изуродованное, искаженное, иллюзорное отра жение природы в сознании сыграло злую шутку и с величайшими натуралистами прошлого.

Об одном таком случае писал К. Маркс по поводу "Происхождения видов", отмечая, что даже столь строгий ученый, как Дарвин, видит в мире животных и растений мир людей и в среде "животных и растений узнает свое английское общество с его разделением труда, конкуренцией, открытием новых рынков, "изобретениями" и мальтусовской "борьбой за существование".

"У Дарвина животное царство выступает как гражданское общество", -повторял К. Маркс в этом письме Ф. Энгельсу. И Энгельс, соглашаясь с ним, шутил Даже, что Дарвин в своем учении, сам того не подозревая, изобразил пародию на современное ему буржуазное общество.

Что ж удивительного, если в мире пчел с их своеобразными законами жизни наблюдатели разных времен неизменно находили точное, до деталей, отражение породившего и окружающего их самих общественного устройства?

Известно, например, что древние египтяне видели в пчелином гнезде государство во главе с пчелой-фараоном, который в окружении свиты слуг, обвевающих его опахалами усиков, наблюдает с высоты своего воскового трона, как караваны пчел-рабов складывают к его стопам сладкие дары.

Вслед за египтянами Платон (IV век до нашей эры) и после него (в "Истории животных") Аристотель находили в пчелином гнезде рабовладельческое общество, управляемое аристократами-трутнями.

Римляне подкрепили взгляды греков. Плиний в "Естественной истории" описывал, "подобно диадеме, блестящее пятнышко" на челе цезаря пчел, его блеск и осанку, грозный вид воинов окружающей его охраны.

Целиком посвященная пчелам четвертая глава агрономической поэмы Вергилия "Георгики" тоже утверждала, что в семье пчел "царь смотрит за делом".

Даже через полторы тысячи лет пчелиная семья все еще считалась монархией. Шекспир в "Генрихе IV" дает сочный пересказ тогдашних взглядов на уклад пчелиной семьи:

.У них есть царь и разные чины: Одни из них, как власти, правят дома. Другие - вне торгуют, как купцы Иные же, вооружатся жалом, Как воины, выходят на грабеж, Сбирают дань с атласных летних почек И, весело жужжа, идут домой, К. шатру царя, с награбленной добычей. На всех глядит, надсматривая, он, Долг своего величья выполняя: На плотников, что кровли золотые Возводят там, и на почетных граждан, Что месят мед; на тружеников бедных, Носильщиков, что складывают ношу Тяжелую к дверям его шатра; На строгий суд, что бледным палачам Передает ленивых, сонных трутней .

Но если английские писатели XVI века рисовали пчелиную семью до смешного похожей на купеческую Англию елизаветинской эпохи, то в сочинениях французских авторов XVII века она изображается еще основанной на классически феодальных началах. Теперь трудно без улыбки читать сочинение французского писателя Симона, который, описывая "государство пчел", рассказывал, как пчелы-привратники -встречают у входа в город-гнездо усталых пчел-путников, издалека прибывших с товарами, как перед роением пчелиный король сигналом серебряной трубы оповещает подданных о предстоящем походе. По Симону, в стенах одного улья могут жить и несколько королей, наглухо отгораживающих свои вотчины сотами. "Если же один из королей вознамерится, - писал Симон, - добиться суверенного господства во всем улье, тогда вспыхивает ревность между королями и раскол и бунты среди подданных".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Получение новых семей
На пасеке ежегодно должен выполняться план получения новых семей для увеличения своего хозяйства или же для продажи. Достигается это путем искусственного или естественного роения. Эту работу надо ...

Кто и где может заниматься пчеловодством
Пчеловодством может заниматься любой человек, достигший 11 - 12 лет, вплоть до глубокой старости. Во время Великой Отечественной войны часто пчеловодами в хозяйствах были ученики 5 - 6-х классов. ...

Методы повышения продуктивности пчеловодства в зависимости от местных условий
В нашей стране пчел разводят в самых разнообразных природных условиях. В одних районах пчеловодный сезон продолжается всего 3—4 месяца, а остальное время стоят холода, в других — пчелы летают круг ...